Запись на минидиск, Замечания о записи, Полезные советы для записи – Инструкция по эксплуатации Sony mds-e11. Рождение и смерть мини-диска Полезные советы для записи


Для массового пользователя эра сжатого звука началась в 1997 году, когда появился первый популярный программный проигрыватель MP3-файлов — WinAmp. В 1998 году свет увидел первый аппаратный MP3-проигрыватель на флеш-памяти (под названием MPMan), а в 1999 году на свет появился печально известный сервис обмена музыкой Napster, который быстро набрал популярность, но вскоре был задушен звукозаписывающей индустрией как стопроцентно пиратский. Борьба с пиратством с тех пор не затихала ни на миг, но это не помешало MP3 победить в войне форматов.

Для массового пользователя эра сжатого звука началась в 1997 году, когда появился первый популярный программный проигрыватель MP3-файлов - WinAmp. В 1998 году свет увидел первый аппаратный MP3-проигрыватель на флеш-памяти (под названием MPMan), а в 1999 году на свет появился печально известный сервис обмена музыкой Napster, который быстро набрал популярность, но вскоре был задушен звукозаписывающей индустрией как стопроцентно пиратский. Борьба с пиратством с тех пор не затихала ни на миг, но это не помешало MP3 победить в войне форматов.

Однако мало кто знает, что первым коммерческим применением сжатого звука для высококачественной записи и воспроизведения музыки стал формат MiniDisc, разработанный компанией Sony. В отличие от MP3, ни MiniDisc, ни лежащий в его основе алгоритм сжатия ATRAC не стали популярны. Почему же так произошло?

Экскурс в историю

После выхода на рынок аудио-CD (это произошло в 1982 году) довольно остро встал вопрос отсутствия цифрового перезаписываемого формата, который мог бы придти на смену аналоговым кассетам. Изначально Sony планировала использовать в этом качестве стандарт DAT (Digital Audio Tape), но по причинам экономического характера (в основном из-за сильного укрепления иены относительно доллара) стоимость DAT-деки начального уровня в 1989 году составляла порядка 800 долларов. Sony отлично понимала, что это равносильно рыночному самоубийству, в результате чего была начата разработка нового, более простого и дешёвого формата для домашних пользователей.


Sony MZ-1 - первый MD-рекордер на рынке

Первым коммерчески доступным устройством с поддержкой MiniDisc стал портативный рекордер MZ-1, вышедший на рынок в 1992 году. К этому времени Philips и Matsushita (Panasonic/Technics) уже активно продвигали свой собственный формат DCC (Digital Compact Cassette - цифровая компактная кассета), который имел очень важное преимущество перед минидиском - обратную совместимость со старыми аналоговыми кассетами (DCC-устройства могли воспроизводить как цифровые, так и аналоговые ленты). Впрочем, формат DCC пользовался ещё меньшим успехом, чем MiniDisc, и полностью исчез с рынка к 1996 году.

По сравнению с обычным музыкальным компакт-диском, MiniDisc имел существенно меньшие размеры. Точно так же и портативные MD-плееры были по размеру существенно меньше проигрывателей для компакт-дисков. Кроме того, большинство MD-устройств поддерживали не только воспроизведение, но и запись, что также было плюсом в глазах покупателей. Каким образом это было достигнуто?

Принцип работы носителей и устройств

В отличие от компакт-дисков, которые представляют собой чисто оптические носители информации, MiniDisc использует магнитооптический принцип. Сначала поверхность диска разогревается лазером до точки Кюри, после чего производится запись при помощи магнитной головки. Считывание производится чисто оптическим методом: благодаря эффекту Фарадея, оптическая система MD-проигрывателя может распознавать поляризацию света и таким образом отличать «нули» от «единиц».

«Классические» минидиски имели такую же плотность записи данных, как и компакт-диски, при гораздо меньшем размере. Однако при этом продолжительность аудио, которое можно было записать на MiniDisc, была такой же или даже чуть большей, чем у CD-Audio, - 74 или 80 минут. Это достигалось за счёт использования компрессии аудиоданных при помощи алгоритма ATRAC.

ATRAC (A daptive TR ansform A coustic C oding) стал одной из первых реализаций высококачественного сжатия звука, основанных на психоакустических особенностях человеческого слуха. Например, наше ухо устроено таким образом, что мы практически не различаем очень тихие звуки, следующие сразу за очень громкими, а значит, эти тихие звуки можно смело «выбрасывать». В результате, по утверждению Sony, звук, сжатый при помощи ATRAC с потоком данных 292 кбит/с, было невозможно отличить от оригинального несжатого PCM с потоком данных 1.4 Мбит/с.

На практике это было не вполне справедливо для первых версий ATRAC, в результате записи, сделанные на ранних рекордерах, по качеству звука сильно уступали оригиналам. Со временем Sony значительно улучшила качество алгоритма сжатия, причём при сохранении полной совместимости с устройствами предыдущих поколений.

В 2000 году Sony представила новый кодек ATRAC3, который позволил реализовать режимы LP2 (с потоком данных 132 кбит/с, что позволяло записать на один 80-минутный диск 160 минут аудио) и LP4 (с потоком данных 67 кбит/с, 320 минут аудио). При этом качество, разумеется, заметно уступало «обычному» ATRAC.

Одновременно с «музыкальными» минидисками Sony представила устройства MD Data, которые могли подключаться к компьютеру и использоваться в качестве магнитооптических дисководов. Увы, они не были совместимы с обычными минидисками и требовали специальных, более дорогих носителей, что и стало причиной провала данного стандарта (а также не пошло на пользу популярности обычного MiniDisc).

Но самой большой неприятностью стал механизм защиты от копирования, которым оснащались бытовые MD-устройства. В рамках этого механизма Sony использовала два бита в S/PDIF-потоке (и в оглавлении диска), чтобы помечать аудио как «защищённое» и «незащищённое», а также как «оригинал» и «копию». Пользователи могли делать цифровые копии записей, помеченных как «защищённый оригинал», но при этом рекордер помечал такую копию как «защищённую копию», что делало дальнейшее копирование невозможным.

Можно с уверенностью утверждать, что именно подобные драконовские меры наряду с отсутствием в широкой продаже предзаписанных минидисков стали причиной непопулярности формата. Немудрено, что Sony посмотрела на это и решила принять меры для исправления ситуации.

Попытки всё исправить: «сетевой минидиск» и «высокий минидиск»

После появления в 1998 году аппаратных MP3-плееров и взрывного роста их популярности Sony почесала голову и решила оснастить свои минидисковые проигрыватели возможностью взаимодействия с ПК. Для этого спешно был создан стандарт NetMD. Устройства этого стандарта могли подключаться к компьютеру и пользователи могли напрямую копировать на них аудиофайлы (только формата ATRAC3, другие форматы требовали перекодирования), причём всё это происходило значительно быстрее, чем в режиме реального времени.


Sony MZ-N1 - первый рекордер с поддержкой NetMD

Увы, Sony и тут осталась верна себе. Фирменное приложение для работы с NetMD (OpenMG Jukebox, позднее - SonicStage) могло копировать файлы с компьютера на рекордер, но не наоборот. Кроме того, оно позволяло записать музыкальный файл на аудиодиски не более трёх раз, после чего, если вы хотели записать его в четвёртый раз, вам надо было удалить его с одного из трёх ранее записанных дисков, причём исключительно при помощи SonicStage.

Разумеется, пользователи смотрели на этот бред, крутили пальцем у виска и переходили на MP3-плееры, свободные от подобных ограничений. В Sony почесали репу ещё раз и представили совершенно новый формат Hi-MD.


Sony MZ-RH700 - один из проигрывателей Hi-MD первого поколения

В Hi-MD используются новые диски ёмкостью около 1 ГБ, что позволяет записать на них порядка 80 минут несжатого аудио CD-качества. («Старые» диски тоже можно было переформатировать под Hi-MD, при этом их ёмкость составляла 310 МБ.) Кроме того, одновременно с Hi-MD был представлен новый кодек ATRAC3plus, который имел более высокое качество сжатия, чем «старый» ATRAC3, и поддерживал более широкий набор битрейтов (от 32 до 264 кбит/с). В отличие от NetMD, Hi-MD при подключении к компьютеру распознаётся как обычный USB-накопитель, что позволяет использовать устройства этого формата как флешку - для переноса любых файлов.

К сожалению, для записи музыки на устройства Hi-MD опять же был необходим SonicStage со всеми его дурацкими ограничениями. Если плееры Hi-MD первого поколения умели проигрывать только ATRAC различных вариаций и PCM, то устройства второго и третьего поколений обзавелись прямой поддержкой MP3, хотя необходимость использования SonicStage никуда не деласть. Копирование музыкальных файлов с рекордера на компьютер опять же было невозможно. Эта проблема была исправлена только в последней увидевшей свет модели - Sony MZ-RH1, которая позиционировалась не как музыкальный плеер, а как профессиональный аудиорекордер.

Всё пропало, шеф!

В результате всех этих перипетий в 2011 году Sony объявила, что снимает с производства портативные минидисковые плееры и рекордеры. Модель MZ-RH1 продавалась вплоть до исчерпания складских остатков. В 2013 году был снят с производства последний музыкальный центр Sony с поддержкой MD/MDLP, а в 2015 году компания прекратит производство чистых носителей.

Для своего времени MiniDisc был настоящим чудом: это был первый перезаписываемый цифровой носитель аудиоданных, доступный широкому кругу пользователей. Особое восхищение вызывают поздние MD-рекордеры и плееры, которые зачастую по размерам лишь ненамного больше самого диска. Однако быстро меняющийся технологический ландшафт не оставил ему никаких шансов на выживание. Использование сменных носителей объёмом 1 ГБ в то время, когда гигабайт флеш-памяти стоит копейки, попросту неоправдано, равно как и использование устаревшего алгоритма сжатия звука при наличии FLAC.

Немало гвоздей в крышку гроба формата забила и сама Sony, которая пошла на поводу у своего звукозаписывающего подразделения и последовательно реализовала в MiniDisc-рекордерах массу ограничений, связанных с защитой от копирования. В результате уже в начале 2000-х годов обычные записывамые CD были куда интереснее, чем минидиски, для большинства применений.

Если причиной успеха MP3 стала его открытость и общедоступность, то неудивительно, что максимально закрытый, достаточно дорогой и ни с чем совместимый MiniDisc не стал популярным. Возможно, если бы Sony в своё время открыла кодек ATRAC, то он стал бы самым популярным стандартом сжатия звука вместо MP3. Однако история не терпит сослагательного наклонения...

Технология MD была представлена SONY в качестве цифровой замены аналоговой компакт-кассеты. Первые плееры на MD, выпущенные аж в 1992 году, не получили признания. В первые годы существования стандарта MD-аппаратура применялась, в основном, профессиональными студиями и концертными площадками — на минидиски записывались фонограммы для концертов и выступлений.

Компания SONY, разработчик стандарта MD и основной производитель соответствующей аппаратуры, заняла выжидающую позицию и за несколько лет привела технологию в более употребимый вид. Большая часть нареканий относительно MD касалась качества звучания: в начале 90-х чипы, кодирующие звук по алгоритму ATRAC, плохо справлялись со своей задачей, и звук, выдаваемый ими, получался слишком грубым. За каких-то несколько лет индустрия цифровых процессоров совершила настоящую революцию, и MD-устройства получили в свое распоряжение новые DSP, обрабатывающие звук в реальном времени с использованием чисел с плавающей запятой, потребляющие мизерное количество энергии и звучащие более качественно.

В конце 90-х в большинство минисистем высшей ценовой категории встраивались MD-деки. Новые портативные MD-плееры SONY — MZ-R90 и MZ-R70 обрели популярность за счет мизерного веса, длительного времени работы от аккумуляторов и совершенно шикарных по тем временам возможностей: записи на MD с микрофона, линейного и цифровых входов. Качество звучания же этих плееров не уступало иным моделям портативных CD-плееров. Недостатками же MD-устройств являлись невозможность цифрового копирования данных с минидисков и необходимость переписывания аудио в реальном времени — так же, как и на старую добрую компакт-кассету.

И вот наконец-то, в 2002 произошла своего рода революция в мире MD: новая линейка плееров SONY поддерживает технологию NetMD, позволяющую переписывать звук на минидиски по USB со скоростью до 32x (по сравнению с традиционными MD-устройствами).

О минидисках

Прежде чем перейти непосредственно к описанию нового плеера, следует вкратце рассказать о том, что же такое минидиск.

MD находится в защитном корпусе наподобие дискеты, что сильно снижает возможность механических повреждений. Известно, что и запись и чтение осуществляются одной лазерной головкой на магнитооптических дисках лазерным лучом с длиной волны 790 нм.

Звук на MD записывается при помощи алгоритма ATRAC, который работает по сходному с MP3 алгоритму: отсеивается «избыточная» звуковая информация. Многие считают, что качество компрессии у плееров последних поколений превосходит MP3. На обычный диск помещается 74 или 80 минут звука.

На минидиске выделена специальная зона, называемая TOC (Table Of Contents), которая хранит информацию об адресах треков (аналогично FAT). С ее помощью осуществляется поиск треков, работающий на большинстве новых плееров почти мгновенно.

В новых плеерах также реализована функция MDLP, позволяющая записывать звук с более высокой степенью компрессии (очевидно, за счёт снижения битрейта). Режим LP2 дает возможность записать вдвое больше музыки (148 минут на 74-минутные диски и 160 минут на 80-минутные), LP4 — вчетверо больше (296 и 320 минут соответственно). Доступен также режим монозаписи.

Несмотря на наличие движущихся частей, сбить воспроизведение с помощью резких движений и прочего в современном MD-плеере практически невозможно. По этому параметру MD, несмотря на распространенное мнение, не сильно проигрывают MP3-плеерам.

Один MD выдерживает в среднем 5000 циклов перезаписи. Стоимость минидиска колеблется в районе $1,5–3.

Sony MZ-N1

В коробке с Sony MZ-N1 обнаружилось огромное количество всевозможных аксессуаров. Кроме плеера, были обнаружены:

  • Сетевой адаптер;
  • USB-кабель;
  • Оптический цифровой кабель;
  • Пульт с ЖК-дисплеем;
  • Безымянные наушники SONY;
  • Подставка-крэдл с разъемами для подключения USB и адаптера;
  • Плоский аккумулятор в пластмассовой коробке;
  • Держатель для подключения к плееру батарейки формата AA;
  • Мягкая сумочка из кожзама для ношения плеера на поясе;
  • CD с ПО OpenMG;
  • Ворох разнообразных инструкций.

Отличная комплектация. С самого начала прилагается все, что только может понадобиться для работы с плеером. Кроме, пожалуй, чистого минидиска. (Он прилагается только в американской версии плеера).

Разъемы и питание

Подставка-крэдл — это новинка для MD-плееров SONY. Она сделана из прочной пластмассы и обладает довольно массивным основанием, к которому также для устойчивости приделаны липучие резиновые ножки. К этой подставке подключается USB-кабель и сетевой адаптер.

На самом плеере обнаружились следующие разъемы:

  • разъем для подключения пульта и наушников (по совместительству — линейный выход);
  • микрофонный вход с фантомным питанием;
  • линейный/оптический вход;
  • контактная колодка для установки в крэдл;
  • разъем для подключения сетевого адаптера;
  • винтовое крепление и два контакта для подключения к плееру внешнего модуля, содержащего батарейку/аккумулятор формата AA.

Обратите внимание на последний пункт. К плееру прилагается специальная пластмассовая конструкция с винтом, которая прикручивается к плееру и позволяет помещать внутрь себя стандартную «пальчиковую» батарейку формата AA. Таким образом, плеер может питаться одновременно от плоского аккумулятора и внешней батарейки.

Заявленные SONY характеристики по длительности работы плеера в различных режимах выглядят так:

Запись (в часах)

Воспроизведение (в часах)

Как видите, цифры весьма внушительны. Впрочем, проверить их не помешает. Я провел тест в двух самых распространенных режимах: воспроизведение в компромиссном LP2 и запись в «урезанном» LP4 для фиксирования на MD лекций и концертов (а где еще может понадобиться продолжительная автономная запись?). Воспроизведение проверялось полным проигрыванием различных дисков, подсчет времени велся умножением длительности проигрывания на количество проигранных дисков. Запись — это писавшиеся два дня подряд лекции в любимом институте. Тестирование проводилось с полностью заряженным аккумулятором из комплекта MZ-N1. Результаты получились следующие:

Воспроизведение, LP2, плоский аккумулятор NH-14WM: 30 часов

Запись, LP4, плоский аккумулятор NH-14WM: 13 часов

Как видите, цифры отличаются, но результат всё равно вполне устраивающий. Что касается записи — следует иметь ввиду, что запись шла с микрофона, на который плеер, возможно, подает фантомное питание. В режиме линейной записи цифры, очевидно, будут выше.

Эргономика и управление

Как и все топ-модели MD-плееров SONY, MZ-N1 содержит на лицевой панели минимум элементов управления. Сбоку расположено колесо Jog-Dial, используемое для навигации по древовидному меню плеера. С другой стороны расположены кнопки управления громкостью Vol+/Vol-. Под экраном находятся кнопки END SEARCH (переход к концу последнего записанного трека), слайдер RECORD и кнопка GROUP, включающая/отключающая режим воспроизведения по группам. Также сбоку притаилась кнопка T MARK, отвечающая за расстановку меток окончания треков при записи и воспроизведении.

Управление воспроизведением осуществляется при помощи прямоугольного джойстика, расположенного рядом с экраном. Нажатие на края кнопки работает как переход на следующий/предыдущий треки, перемещение его вверх/вниз — как, соответственно, пауза/стоп, а нажатие в центре — воспроизведение. Сказать, что он неудобен — значит ничего не сказать; эта штука — настоящее издевательство. Использовать его практически невозможно из-за жесткости и частой неадекватности реакции на действия пользователя. По сравнению с ним в более дешевых моделях NetMD-плееров SONY MZ-N700 и MZ-N505 управление организовано куда более удобно.

Дисплей плеера — трехстрочный. В режиме воспроизведения места хватает на имя трека, время и линию уровня сигнала. Меню организовано древовидно и весьма удобно; обилие функций поначалу просто поражает. Настроить можно все — от контрастности экрана до режимов графического эквалайзера и чувствительности микрофона. С помощью колеса jog-dial навигация осуществляется в считанные секунды. При воспроизведении чудо-колесо позволяет быстро «скакать» по списку треков или групп.

Для каждого MD-диска можно записать отдельные настройки — например, звучания, программ воспроизведения и т.п.

Пульт также снабжен экраном, причем подсвеченным. С пульта можно получить доступ ко всем настройкам плеера через то же развесистое меню. Управление воспроизведением с помощью пульта организованно весьма оригинально. С края расположено вращающееся колесо, которое при повороте вызывает соответственно воспроизведение следующего/предыдущего трека. Кнопка «Stop» расположена сбоку пульта. Колесо можно отодвинуть вперед — тогда его поворот будет отвечать за регулировку громкости. Надо сказать, что это решение, на мой взгляд, не самое удачное; оно почти исключает управление плеером с помощью одной руки. Дело в том, что колесо довольно жесткое, и при попытке повернуть его на пульте, прикрепленном, скажем, к одежде, начинает отчаянно сопротивляться и сползать с крепления. Поэтому приходится придерживать пульт другой рукой. В пультах предыдущего поколения и наиболее недорогом NetMD-плеере (Sony MZ-N505) пульт без экрана предоставлял гораздо больше удобств при управлении.

Одним словом, недорогие модели NetMD-плееров однозначно выигрывают у лидера в удобстве управления.

Звучание

Sony MZ-N1 использует DSP-чип последнего поколения ATRAC DSP Type-R, применяющийся, по заявлению Sony, в высококлассных стационарных MD-деках. Режим работы Type-R активируется только при записи в режиме SP (стандартный) и только через оптический/линейный входы.

Прослушивания проводились в профессиональных наушниках Sennheiser HD200 — мощности плеера хватило на то, чтобы полноценно раскачать их. Очень важное наблюдение: новый модельный ряд MD-плееров SONY звучит гораздо громче, чем все предыдущие, отличавшиеся довольно тихим звуком. Вероятно, виновником этого стали новые усилители класса D, применяющиеся SONY в современных портативных устройствах. В метро и при интенсивном внешнем шуме даже не слишком громкую музыку будет отчетливо слышно.

Пара слов о комплектных наушниках: производитель постеснялся писать на них название модели, и это о многом говорит. Хотя, надо сказать, они не так уж плохи: конечно, бас почти полностью отсутствует, зато они очень хорошо согласованы с плеером по звучанию. Они дают заметный пик в области средневерхних частот, что в сочетании с резковатым характером плеера звучит довольно гармонично.

Субъективно, звучание MZ-N1 по сравнению с моделями предыдущих поколений стало несколько более резким и даже грубоватым. Возможно, вина в этом лежит на ЦАПах, примененных в плеере, а вовсе не в новых чипах Type-R. С помощью программы RMAA мы решили проверить характеристики ЦАПов MZ-N1. Входной сигнал с профессиональной звуковой платы Audiotrak Maya44 подавался в цифровом виде по оптическому кабелю, а снимался с выхода плеера, включенного в режиме LineOut, обратно на Maya44. Результаты получились весьма интересными.

Maya44 SPDIF Out — Sony MZ-N1 Line Out — Maya44 Line In

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: -0.65, +0.00 Good
Noise level, dB (A): -90.8 Very good
Dynamic range, dB (A): 88.5 Good
THD, %: 0.014 Good
IMD, %: 0.078 Good
Stereo crosstalk, dB: -90.5 Excellent

General performance: Very good

Как видите, характеристики аналоговой части у SONY MZ-N1 вполне на уровне. Чрезвычайно низкий уровень шума, значительный динамический диапазон. Спад в области низких частот — вероятно, следствие работы схемы гашения сверхнизких частот, которая применяется в плеерах для уменьшения энергопотребления.

Кстати, особенностью Sony MZ-N1 по сравнению с предыдущими моделями является то, что при подаче и снятии сигнала с плеера в реальном времени звук, подаваемый на выход, является некомпрессированным. То есть звук, мониторится плеером «как есть», без прохождения ATRAC-компрессии. Именно поэтому и удалось устроить тест качества преобразоателей плеера. Старые модели плееров сразу подавали на выход ATRAC-упакованный звук.

NetMD

Вот мы подошли и к самому интересному. Что на деле представляет из себя технология NetMD?

Сразу же при подключении было обнаружено новое устройство (NetMD). Драйверы встали без проблем. Первым делом была установлена программа OpenMG Jukebox.

OpenMG — это весьма мощное jukebox-ПО, поддерживающее граббинг с аудиодисков, воспроизведение WAV/MP3/WMA/ASF-треков и воспроизведение с разных плей-листов. Но самое главное — программа позволяет полностью управлять MD-плеером, когда он подключен к USB и, конечно же, переписывать на минидиск аудиофайлы. Оговорюсь сразу: существующие на сегодняшний день NetMD-плееры НЕ УМЕЮТ переписывать треки с диска в компьютер по USB.

Поэтому если вам захочется переписать что-то, что записано на минидиск, придется пользоваться дедовскими средствами: аналоговым шнуром и звуковой платой. (Понятно, что качества это не добавит.)

OpenMG считывает содержимое MD-диска в плеере и выдает список треков. С треками можно делать все, что душе угодно — переименовывать, перемещать, удалять, воспроизводить. Вобщем, разработчики OpenMG постарались сделать так, чтобы у пользователя создалась полная иллюзия того, что он работает с обычными файлами, а не с мудреными записями на минидиске. Также треки можно объединять в группы — аналоги папок на обычных MP3-плеерах.

Источниками записи на MD могут либо WAV/MP3/WMA-файлы, либо треки с AudioCD, причем имена дорожек на MD импортируются напрямую из ID3-тегов или названий файлов/треков CD. Русский, к сожалению, не поддерживается.

Принцип работы следующий: вы импортируете выбранные файлы во внутренний плейлист OpenMG, где файлы упаковываются по алгоритму ATRAC в выбранном вами режиме (SP, LP2, LP4). Да-да, именно так — напрямую MP3/WMA на MD, конечно, не записываются. Поэтому получается, что упакованные «эмпэтришки» проходят еще одну стадию компрессии средствами алгоритма ATRAC. Несмотря на то, что мысль о двойной компрессии выглядит несколько чудовищно, на самом деле все далеко не так страшно. Во-первых, при классическом переписывании музыки напрямую (через линейный выход звуковой платы) звучание подвергается, кроме ATRAC, еще и действию несовершенных преобразователей платы и самого плейера. Если же переписывать треки по оптическому кабелю — звук все равно будет ATRAC-упакованным. Прелесть этого алгоритма в том, что он в режимах SP/LP2 не вносит слышимых артефактов в звучание, как это любит делать MP3. ATRAC-файлы имеют мягкий звук, несколько ограниченный в деталях — и то в LP2/LP4 режимах. Поэтому двойное перекодирование файлов вовсе не так страшно, как может показаться сначала.

Впрочем, следы двойной упаковки очень отчетливо слышны при переписывании MP3 с низким битрейтом (Итак, возьмем десяток MP3-файлов с битрейтом 192 kbps и перекачаем их в плеер. Заявленные SONY скорости перекачки по USB — 1,6× для SP, 16× для LP2 и 32× для LP4. Для начала, попробуем переписать файлы в SP-режиме.

Сначала файл подвергается конвертации. При последующем переписывании того же трека конвертация происходить не будет, так как преобразованные файлы хранятся в специальном формате в папке OpenMG. Начало записи: плеер мигает лампочкой «RECORD», на экране плеера высвечивается записанное время. Бежит оно довольно медленно: файл 03:01 записывался ровно две минуты, что соответствует скорости 1,5×. Что ж, негусто, но и не слишком отличается от заявленной SONY цифры.

Ну и, наконец, LP4. Файл был переписан ровно за 6 секунд, что соответствует 30×.

Тест номер два: попробуем с помощью OpenMG переписать Audio-CD. Austin Powers 2: The Spy Who Shagged Me OST, 42:28. Переписывать будем все в том же пролетарском режиме LP2.

OpenMG повел себя очень мудро: в то время, пока на MD переписывался первый сграбленный трек, с диска оцифровывался второй. Очень экономит время. И как результат — весь процесс переписывания AudioCD на MD занял 3,5 минуты. Кстати, перед процессом граббинга OpenMG слазил в Интернет и скачал имена треков CD, которые были полностью скопированы на минидиск.

Ну и под конец — традиционная ложка неаппетитной субстанции. В целях защиты от пиратства в OpenMG встроены «продвинутые» технологии защиты. Итак, процесс переписывания на MD называется check-out. Этих чек-аутов для одного файла можно сделать не более трех; то есть одну песню вы можете держать одновременно только на трех различных MD. Вы также вольны произвести процесс check-in, который удалит трек с MD и даст возможность переписать его на другой диск.

В принципе, само по себе это не так страшно. Мало кому придет в голову держать одну запись более чем на трех дисках. Тем более что, на крайний случай, можно один файл скопировать под другим именем… Но тут возникает и множество препятствий. Во-первых, треки, записанные через OpenMG, нельзя самостоятельно — с плеера — удалять. Чтобы удалить дорожку, придется подключать его к крэдлу и производить операции в программе. Могут возникнуть также нестандартные ситуации: например, слетит система или что-нибудь неприятное произойдет с файлами на жестком диске. В этом случае с вашими MD до переустановки программы ничего сделать будет нельзя. А если вы потеряете минидиски? Вы не сможете произвести чек-ин, и файлы будут недоступны для записи.

Заключение

Надо сказать, что технология NetMD оправдала себя на все сто. Все работает именно так, как и было обещано. Впрочем, призрачные борцы за права рекорд-компаний не могли не испортить дело: мы получили непродуманную защиту, которая в российских традициях переустановки системы каждый вторник и четверг может испортить все удовольствие от работы с минидисками. Еще один серьезный недостаток, который также подарен нам все теми же борцами — невозможность записи аудио в цифровом виде с минидиска в компьютер. По этому параметру MP3-плееры все так же непобедимы.

Сегодня в Москве плеер с технологией NetMD можно приобрести чуть больше, чем за $200, что по сравнению с MP3-плеерами на флэш-памяти не слишком дорого — даже не учитывая стоимости самой флэш-памяти. Очевидно, что соотношение цена/качество у более дешевых NetMD-плееров SONY выше, чем у конкретной модели MZ-N1. В остальном же это очень удачное устройство.

Плюсы:

  • повышенная скорость переписывания музыки за счёт применения шины USB;
  • качественное звучание, высокий уровень громкости;
  • возможность записи с микрофонного, линейного и оптического входов;
  • миниатюрные размеры (77,7 × 71,4 × 16,4 мм);
  • небольшой вес (87 г без батарей);
  • длительное время работы от батарей.

Минусы:

  • высокая цена ($330);
  • неудобное управление;
  • непродуманная защита от копирования;
  • потеря качества при при переписывании MP3/WMA из-за двойной компрессии;
  • отсутствие поддержки кириллицы;
  • невозможность использования для переноса файлов
    (свойство всех MD-плееров).

После общего обзора класса универсальных пил для дома в предыдущей статье, хочется раскрыть информацию по производителям и их моделям, так как за пять лет в рунете накопилось достаточно отзывов и комментариев реальных пользователей циркулярных мини-пил. Особенно хотелось сравнить раскрученный Роторайзер Соу с конкурентами, представленными крупными инструментальными брендами.

Циркулярные мини-пилы, универсальные пилы или роторайзеры — новый класс электроинструмента уже получил своих лидеров и аутсайдеров. Рассмотрим самые популярные и доступные модели, представленные в российских магазинах. В общих чертах о мини-пилах можно прочитать в .

Worx (Rockwell)

WORX HANDYCUT WX424 — родоначальник класса универсальных пил в Европе. Прообраз данной модели — американский Rockwell Versacut RK3440K можно купить на EBay, но особенности электросети не позволят его использовать без преобразователя.

Worx WX424 появился на рынке в 2009—2010 году, обогнав всех конкурентов, и до сих пор остаётся одним из эталонных инструментов для дома — высококачественных, но не очень мощных. Нестандартные параметры — наследие американской ориентации на целевую аудиторию домохозяек (в рекламе TV-SHOP Worx использовался женщиной). В дополнение к надёжности, комплектацию Worx можно сравнить разве что с инструментом Dremel — в комплекте идёт и переходник для пылесоса, и съёмная подошва, и, что особенно удобно, лазерный указатель направления.

Вес 1,5 кг, хорошая эргономика и развесовка, мощность 310 Ватт и скорость вращения 2800 об/минуту. Качественные расходные материалы со стандартным размером 76мм/10мм, максимальная глубина пропила 22 мм. Небольшой и удобный инструмент, созданный для бытовых задач.

Однако, на фоне конкурентов по рынку и проблем с курсом рубля, Worx WX424 всё реже можно встретить в магазинах — стоимость столь «слабой» машинки достигает сейчас 10 000 р.

Sturm!

Представитель китайского бренда, прочно держащего второе место по «спортивности» дизайна за Hitachi является одним из нынешних лидеров рынка универсальных пил. За минимальную стоимость Sturm CS5060MS предлагает завидные характеристики и вполне удовлетворительное качество.

В Sturm CS5060MS заметно прошлое болгарки. Аппарат достаточно тяжёлый, почти 2 кг, мощный — 600 Вт, и очень оборотистый — до 4000 об/минуту. Кожух защиты объёмный и крепкий, что соответствует высоким оборотам. Комплект радует тремя дисками, в том числе пильным на 24 зуба, и дополнительным шлангом-переходником для подключения к пылесосу. Стандартная посадка 85мм/15мм позволит без проблем использовать диски от Bosch и Makita.

Отзывы на этот недорогой, всего 3 000 — 3 500 р., идут в основном от DIY-мастеров и большинство из них — положительные. Нарекания имеются на прилагаемую оснастку и ненадёжные пластиковые детали направляющих.

Если Dremel и Worx — продукты для дома изначально, то Sturm — это целенаправленное облегчение и упрощение инструмента для мастера. До конца это облегчение не дошло, и модель выделяется меньшим удобством (высокий вес и слабая эргономика), но заметно большей производительностью.

Skil

Ещё один представитель конгломерата Bosch — бюджетный (теперь) производитель инструмента Skil. Посадка на 10 мм (как у Worx/Rockwell/Einhell) и большой максимальный диаметр диска в 89 мм позволяют использовать позволяют использовать качественную оснастку, а высокое качество исполнения — давать на инструмент большие нагрузки. Среди отзывов на данную модель можно встретить много мебельщиков — инструмент явно позиционируется для них.

Из данного сравнения Skil 5330 можно назвать дорогим вариантом Sturm! CS5060, так как оба этих инструмента из одного подкласса — «мастеровых» мини-пил, ориентированных не на бытовое применение, а на какую-никакую производительность. Соответственно, те же минусы — высокий вес, слабая эргономика. Кроме того, за имя и производительность придётся заплатить — стоимость этой сетевой циркулярной мини-пилы — 6 500 р.

Makita HS300DWE

Makita HS300DWE — визитёр из другого дивизиона. Разработанная отдельно от других универсальных пил, эта циркулярная мини-пила — дополнительный аксессуар к профессиональной линейке Makita. Сделана HS300D на базе полноценной циркулярной пилы, но минимального формата.

Вес 1.5 кг, хорошая эргономика, средняя мощность и 1400 оборотов — максимальной лёгкий и удобный инструмент для небольших пропилов на месте, после установки того, что было раскроено полноценными циркулярными, погружными или торцевыми пилами. В линейке Makita нет ни аналогов, ни альтернатив — только одна модель с аккумуляторным питанием.

Из роли «дополнительного пильного инструмента» и необычная расходка под радиус 85 мм с посадочным 15 мм, основа ассортимента — пильные диски с 40+ зубьями.

При максимальной для данного обзора цене в 10 000 р., негативных отзывов на эту модель просто нет. Во-первых, её покупают уже подготовленные мастера, во-вторых и качество, и мощность, и уровень оснастки делают эту мини-циркулярку почти идеальной.

К минусам можно отнести небольшой выбор расходных материалов и отсутствие сетевой версии.

Dremel Saw Max DSM20

Мини-пила DSM20 — это ответ корпорации Bosch на новый вызов рынка. С выпуском продукции концерн «опоздал» на несколько лет, когда на рынке было уже множество не только оригинальных Rockwell и Craftsman, но и сотни китайских переделок.

Для выпуска универсальной пилы был выбран творческий бренд Dremel и использованы наработки по части гравёров — высокая мощность (710 Вт) и средний (1.7 кг) вес. Большой выбор оснастки в комплекте, аккуратное исполнение и отвод для подключения пылесоса в самой базовой комплектации.

Dremel ориентируется на отрезные возможности — предполагается использовать универсальную пилу по металлу, кафелю, иногда — дереву. Пользователей радует комплектация и производительность, легендарная надёжность. При сопоставимой с конкурентами цене это устройство одно из лучших в классе.

К минусам и ограничениям можно отнести:

  • Свой собственный размер оснастки 77мм/11мм — хотя фирменные круги и хорошего качества, но дороги;
  • Отсутствие пильных кругов для быстрой работы с деревом, предлагается использовать универсальные.

Роторайзер

Собственно, герой двух статей, и причина, почему моё внимание было обращено к этому классу инструментов — РОТОРАЙЗЕР, он же Роторайзер Соу или Rotorazer Saw. Понемногу роторайзер идёт по пути Xerox, давая название всему классу циркулярных мини-пил, так как из «универсальных пил», «мини-циркулярок» и других названий ни одно не смогло взять первенство.

Собственно, к самой мини-пиле. Большое количество маркетинга убеждает не смотреть на объективные показатели, а они следующие: мощность 400 Ватт, скорость 3400 оборотов в минуту, диаметр диска 55 мм, посадочное гнездо 11,1 мм, вес 1,3 кг.

В сравнении с другими представителями класса, плюсом можно назвать вес и стоимость — Rotorazer Saw заметно дешевле даже Sturm! CS5060, и даже дешевле большинства аналогичных пил на Aliexpress — меньше 3 000 р. Цене не даёт расти конкуренция между несколькими продавцами, подогреваемая рекламой Роторайзера по телевидению.

Минусов же достаточно:

  • Малые размеры дисков — не подходят 10 мм от последователей Worx, только дорогие Dremel с доработкой — внешний диаметр всего 55 мм. Износ дисков с таким радиусом соответствующий;
  • Минимальная глубина пропила — всего 12 мм, не получится отпилить даже стандартный лист ЛДСП;
  • Низкая мощность — вдвое ниже, чем у аналогов;
  • Плохое исполнение корпуса и аксессуаров.

Есть нарекания и на качество исполнения корпуса и дисков в комплекте, но они единичны. В остальном — «обычный китаец»

Однако, большинство отзывов в интернете по Роторайзеру — строго положительные. Объяснений этому два. Очевидное — многие отзывы коммерческие и размещаются продавцами. Это правда, но на неофициальных ресурсах большое количество вполне реальных довольных клиентов.

Весь секрет в том, что люди, которые покупают данный инструмент, используют его по назначению: разовые работы, неглубокие пропилы, строго бытовые объёмы работы — 1−2 минуты. Никаких 30 м 2 ламината, никаких чугунных труб. Правильное, умеренное использование бюджетного инструмента — вот главный секрет положительного восприятия таких моделей.

В марте 2013 года корпорация Sony окончательно прекратила выпуск оборудования для записи и воспроизведения цифровых мини-дисков. В этом событии удивляют сразу два факта: насколько чудовищно устаревшим сегодня воспринимается этот формат, хотя ему всего лишь двадцать лет, и насколько долго он вообще умудрился просуществовать в мире интернета и MP3. Давайте вспомним, как же появился на свет весьма перспективный в своё время MiniDisc и почему он не стал столь же популярным, как компакт-диск.

Разработка стандарта MiniDisc началась в 1986 году, когда мир уже начал захватывать первый массовый цифровой аудионоситель – компакт-диск. Формат CD был представлен в марте 1979 года, а первые серийные проигрыватели появились в продаже в апреле 1982 года. Компакт-диски были хорошо приняты любителями музыки, которые быстро оценили широкий частотный и динамический диапазон нового носителя. Особенно поражала абсолютная тишина в паузах – на фоне характерного потрескивания грампластинки, заменой которой и выступил CD.

Мини-диск задумывался как преемник компакт-кассеты, только более удобный в эксплуатации и хранящий записи в цифровом виде. Работа над MiniDisc началась в середине восьмидесятых – в «золотой век» аудиокассет, когда был достигнут «потолок» возможностей этого носителя и всем ведущим производителям стали очевидны его принципиальные ограничения.

Новый носитель должен был оставаться столь же компактным и защищённым от внешних воздействий, как и компакт-кассета, что позволило бы использовать его не только в домашних аудиосистемах, но и в автомобильных и портативных плеерах. По качеству звучания он должен был превосходить аналоговую кассету и максимально приближаться к CD при существенно меньшей ёмкости. Наконец, непременным условием должна была быть возможность многократной самостоятельной записи на такой носитель – с функциями стирания и монтажа.

В результате в MiniDisc были реализованы сразу несколько передовых на тот момент технологий, защищённых множеством патентов. В качестве технологии записи была выбрана магнитооптическая, в которой для запоминания данных используется лазер, разогревающий до необходимой температуры ферромагнитный слой диска, и магнитная головка, изменяющая намагниченность нагретого участка. Для воспроизведения записи применяется лазер меньшей мощности: при отражении луча от того или иного участка, в зависимости от его намагниченности, меняется плоскость поляризации, что и фиксируется оптическим датчиком.

Магнитооптическая технология давала мини-диску важные преимущества: высокую надёжность хранения записи и повышенную устойчивость к магнитным полям, быстрый произвольный доступ к любому фрагменту записи, а также возможность многократного стирания и перезаписи. Единственным существенным на тот момент недостатком считалось высокое энергопотребление лазера в процессе записи, что ограничивало использование пишущих приводов в портативных устройствах. Впрочем, впоследствии стало понятно, что MiniDisc столь же подвержен размагничиванию, как и обычная плёнка.

Диск диаметром 2,5 дюйма (64 мм) и ёмкостью 140 Мбайт устанавливался в жёсткий пластиковый корпус со сдвижной шторкой – почти как у компьютерной дискеты. Для кодирования музыки был применён фирменный алгоритм Sony Adaptive TRansform Acoustic Coding (ATRAC), основанный на психоакустических особенностях человеческого слуха. По своей идеологии ATRAC близок к MP3 и прочим форматам кодирования звука с потерями: информация, неразличимая или малоразличимая на слух для большинства людей, удаляется из файла, а оставшаяся сжимается до максимально компактного объёма. В результате 74 минуты записи на 650 Мбайтах компакт-диска удалось сжать до 140 Мбайт ёмкости мини-диска. Базовый битрейт первой версии ATRAC составил 292 Кбит/с.

Формат MiniDisc и оборудование для записи и воспроизведения мини-дисков были официально представлены 12 января 1992 года, однако новинка была принята довольно прохладно. По качеству звучания первые проигрыватели уступали не только DAT-магнитофонам с алгоритмом записи без потерь, но даже полностью забытым ныне цифровым кассетам DCC, также использовавшим психоакустическую схему сжатия. При этом аппаратура оказалась сравнимой по стоимости с СD-проигрывателями, обеспечивающими намного более высокое качество звука.

Четвёртая версия ATRAC, увидевшая свет в 1996-м году, позволила ещё больше повысить качество звучания: вся внутренняя обработка данных производилась с 24-битной точностью при сохранении АЦП с разрядностью 20 бит. Версия ATRAC 4.5 применялась во флагманских моделях серии ES и отличалась улучшенным качеством кодирования на высоких битрейтах. Разрядность АЦП выросла до 24 бит. Последний вариант классического ATRAC DSP Type-R появился в 1998 году и, помимо прочего, обеспечивал высококачественное кодирование высоких частот.

Однако в среде аудиофилов за мини-диском уже закрепилась скверная репутация, поэтому Sony была вынуждена вновь привлечь внимание к MiniDisc высококачественными деками топовой серии ES – MSD-JA30ES и JA50ES, получившими 20-битные аналогово-цифровые преобразователи и превосходно звучащие ЦАП. Вместе с тем появилась возможность выпуска и недорогих аппаратов с высоким качеством звучания. Наглядный пример – дека MDS-JE500, вышедшая в 1996 году и построенная на чипе CXD2650R с алгоритмом ATRAC 4. Эти аппараты уже легко конкурировали по качеству звучания с массовыми CD-проигрывателями, а по сервисным функциям и опережали их.

Шестое поколение ATRAC, появившееся в 1999 году, получило собственное название ATRAC3 (без пробела). В этой реализации были добавлены форматы записи повышенной длительности MDLP: 2LP c битрейтом 132 Кбит/с и LP4 с битрейтом до 66 Кбит/с, позволяющие записать на 80-минутный диск до 324 минут звука. Модификация ATRAC3 DSP Type-S объединила в себе кодек ATRAC3 с улучшенным качеством воспроизведения низкобитрейтных записей MDLP и топовый кодек ATRAC1 Type-R первого поколения.

В конце 2001 года в формате MiniDisc наконец-то появилась возможность копирования записей на мини-диск не только в реальном времени. Расширение NetMD позволило в ускоренном режиме отправлять данные через интерфейс USB c компьютера под управлением Windows через фирменную программу SonicStage. При этом записи в режиме SP можно было копировать на скорости до 1,6х, в режиме LP2 – на скорости до 16х, а в режиме LP4 – до 32х или даже 64х по сравнению с реальной длительностью записанной программы.

Наконец, в январе 2004 года на рынок вышла последняя инкарнация MiniDisc – Hi-MD и кодек ATRAC3Plus. Одновременно были выпущены мини-диски Hi-MD объёмом 1 Гбайт, на которые можно было записать до 45 часов музыки с минимальным битрейтом 48 Кбит/с, до 94 минут несжатой музыки с битрейтом 1411 Кбит/с и частотой дискретизации 44,1 кГц в формате Linear PCM либо до 980 Мбайт компьютерных данных. В 2005 году начался выпуск плееров Hi-MD со встроенной поддержкой MP3, а в 2006-м впервые появилась возможность передачи цифровых файлов с MD-плееров на компьютер (за исключением дисков, записанных через SonicStage или OpenMG).

Кодек ATRAC Advanced Lossless позволял записывать музыку в форматах ATRAC3 и ATRAC3plus, сопровождая их служебным потоком для полного восстановления оригинального сигнала. При этом плеер мог декодировать как сжатый формат, так и несжатый, что обеспечивало совместимость таких записей с устаревшим оборудованием.

Дисководы Hi-MD стали появляться в компьютерах, выпускаемых Sony. Такие диски отображались как съёмные накопители с файловой системой FAT32. Перенос файлов осуществлялся средствами операционной системы, и лишь для записи аудиодиска, воспроизводимого на MD-плеере, нужно было пользоваться программой SonicStage.

В стандарте Hi-MD наконец-то были устранены многие нелепые по нынешним меркам «копирайтные» ограничения классических MiniDisk – к примеру, промежуточное перекодирование в PCM передаваемых по NetMD файлов или невозможность перезаписи «по цифре» звука, записанного «вживую» с микрофона или линейного входа ни через оптический выход, ни через USB (технология Serial Copy Management System).

Все эти ограничения изначально были призваны предотвратить «побитовое» копирование защищённых DRM файлов, допуская лишь аналоговую перезапись с потерей качества. В последних же версиях SonicStage осталось единственное ограничение – невозможность редактировать треки на рекордере Hi-MD, записанные на диск с помощью этой программы. При записи через оптический или линейный вход таких ограничений нет.

Пока в Sony доводили до ума алгоритмы для аппаратного кодирования и декодирования сжатого звука, на дворе наступил XXI век – век интернета, MP3, Napster, файлообменных сетей, айподов и флэш-плееров, пишущих приводов CD-, DVD- и Blu-ray. Cоздаётся впечатление, что всё это время создатели MiniDisc обитали в какой-то другой реальности и вернулись обратно только к 2004 году. Героизм, с которым Sony тащила этот давно морально устаревший формат до 2013 года, заслуживает отдельного разговора.

Поддержка формата MiniDisc в Европе и Северной Америке была свёрнута в 2008 году, как и доступ к фирменному музыкальному интернет-магазину Connect. Впрочем, особой популярностью мини-диски не пользовались ни в Старом Свете, ни в Новом. Мода на карманные MD-плееры прошла ещё в конце 90-х, а после этого мини-диски применялись разве что на радиостанциях и в музыкальных студиях, где требовалась быстрота доступа к разным фрагментам записи и простота редактирования. В России я в последний раз видел в магазинах чистые мини-диски не менее десяти лет назад – как раз примерно тогда же начался бум MP3 и пишущих CD-приводов.

Однако в самой Японии и в некоторых других азиатских странах мини-диск получил гораздо более широкое распространение. Он изначально оказался более доступной и удобной альтернативой CD, что для страны, проводящей немало времени в поездах, пришлось очень кстати. Японская молодёжь до сих пор с удовольствием скупает синглы модных исполнителей на мини-дисках и записывает на них целые «живые» концерты. Не собирается закрываться и японская версия интернет-магазина Connect. Неудивительно, что некоторые другие фирмы, включая Onkyo, пока не собираются отказываться от выпуска MD-плееров, хотя Sony прекратила производство портативных MD-Walkman ещё два года назад.

Нам же остаётся лишь попрощаться с ещё одним форматом, судьба которого оказалась очень непростой только потому, что его создатели попытались соединить несоединимое: цифровые технологии будущего с привычками крупных корпораций игнорировать окружающую реальность и навязывать свои архаичные правила игры.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: